Вопрос - Ответ
Да, но норма закона об обеспечении равного доступа к образованию здесь приоритетнее. Поэтому, если даже в классе уже 24 ученика (а не 20, как предусмотрено СанПиНом при включении в обычный класс ученика с РАС), при желании администрации школы ребенок с РАС может быть принят в такой класс.
Что касается нормативного регулирования, то согласно СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”, для слабовидящих обучающихся начального общего образования при различных видах учебной деятельности продолжительность непрерывной зрительной нагрузки не должна превышать 10 минут; для слабовидящих обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего и среднего образования, – не более 15 минут. Обучающиеся с остаточным зрением для усвоения учебной информации по рельефной системе Брайля должны чередовать не менее 2-х раз за урок тактильное восприятие информации с непрерывной зрительной работой по 5 минут.
Тем самым «инклюзия» в рамках российского законодательства – это возможность обучения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья не в отдельных классах, группах, школах для обучающихся, имеющих тождественные нарушения здоровья, а в среде обучающихся, не имеющих нарушений здоровья или имеющих иные нарушения здоровья, но со сходными образовательными потребностями. Например, слепой ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата в зависимости от индивидуальных образовательных потребностей может обучаться в классе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и созданием специальных условий обучения в связи со слепотой или наоборот. Это является инклюзией. Т.е. не обязательно создавать отдельный класс, школу для слепых детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Достаточно включить ребенка в среду детей со сходными образовательными потребностями и создать дополнительные условия для обучения, обусловленные особенными образовательными потребностями. Такой же механизм инклюзии и в среде здоровых сверстников.
Отметим, что вводя регулирование возможности обучения в условиях инклюзии, законодатель тем самым создает «границы» усмотрения образовательных организаций при формировании классов (групп) обучающихся в целях зашиты прав всех участников образовательного процесса. Законодатель не обозначил полные границы инклюзии, что дает образовательной организации достаточную свободу в организации образовательного процесса в зависимости от особенностей обучающихся. Законодательство дает возможности включения любого ребенка с любыми образовательными потребностями в образовательный процесс. Например, ученику, который в соответствии с нормативами не подлежит включению в состав класса, составляется индивидуальный учебный план, в соответствии с которым он присутствует на отдельных уроках этого класса. Это тоже инклюзия, обеспечение доступа к образованию с учетом разнообразия образовательных потребностей и возможностей.
Необходимо упомянуть и о том, что создание отдельного класса для детей с ограниченными возможностями здоровья в обычной школе – это тоже инклюзия. Обучающиеся с ограниченными возможностями оказываются в обычной социальной среде, но при этом им обеспечивается специальная образовательная среда.
Образовательная деятельность организуется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся с ОВЗ. Отметим, что классы формируются так, чтобы процесс обучения для всех его участников был максимально эффективным. Если обратиться к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ОВЗ, то станет понятным, что только вариант программы 8.1. предполагает обучение детей с РАС в условиях инклюзии в среде здоровых детей. Результаты обучения по вариантам программы 8.3. и 8.4. не сопоставимы с результатами обучения по программе 8.1. Обучающийся по программе 8.3. или 8.4. не рассматривается как обучающийся, имеющий сходные образовательные потребности с обычно развивающимися детьми, в связи с чем его включение в класс с ними скорее нерационально. Хотя теоретически предположить, что школа откроет класс, состоящий из 9 детей без нарушений развития и одного ребенка с РАС, можно. В этом случае в классе будут реализовываться две разные образовательные программы, и должны быть обеспечены условия для эффективного обучения всех детей, что может быть дорогим удовольствием для школы. Предположить, что школа пойдет на открытие такого класса по требованию родителей, очень сложно. Скорее такая ситуация возможна в малокомплектных школах, в целях более рациональной организации образовательного процесса.
Обучающиеся по вариантам программы 8.3. и 8.4. подлежат включению в класс с обучающимися со сходными образовательными потребностями – с легкой умственной отсталостью и умственной отсталостью других видов, множественными нарушениями развития соответственно. Для детей с РАС в таких классах также должны создаваться специальные условия, обусловленные их особенными образовательными потребностями. Т.е. семьи, получившие заключения ПМПК с рекомендациями обучения по указанным вариантам адаптированной образовательной программы для обучающихся с РАС, должны обращаться в школы, в которых реализуются образовательные программы для детей с умственной отсталостью. Школа не может отказать в приеме с такими заключениями ПМПК. До настоящего времени мы сталкиваемся с ситуациями, когда школы, в которых функционируют классы для детей с умственной отсталостью, считают, что они не обязаны принимать детей с РАС, которым рекомендовано обучение по вариантам образовательной программы 8.3. и 8.4. Новые требования к образованию обучающихся с ОВЗ и перестройка системы образования – дело непростое. Родителям приходится выступать проводниками новых требований законодательства.
Уточните, пожалуйста, что указано в заключении ПМПК и по какой программе ребенок обучался на дому. Для детей с умственной отсталостью не предусмотрено инклюзии в обычном классе. Поэтому в стандартах отсутствуют ограничения предельной наполняемости обычных классов при обучении в них ребенка с умственной отсталостью. Это возможно как исключительное организационное решение, если в населенном пункте отсутствуют отдельные классы для детей с умственной отсталостью. Если все-таки такое решение принято (ребенок для обучения по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью зачислен в обычный класс), то при сложностях с организацией непосредственного обучения школе целесообразно обращаться за методической помощью в ПМПК, в Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (такие центры в соответствии со статьей 42 Федерального закона “Об образовании в РФ” должны оказывать методическую помощь школам) для получения помощи в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся. При отсутствии в школе необходимых для проведения коррекционной работы с ребенком специалистов возможна сетевая форма организации обучения, при которой для реализации образовательной программы привлекаются специалисты других организаций (статья 15 Федерального закона “Об образовании в РФ”).
Результаты образования по программам для обучающихся с умственной отсталостью и по обычным программам разные. В результате обучения по программам для обучающихся с умственной отсталостью ребенок не получает цензового образования, аттестата. Поэтому и содержание программ критически разное. Обучении ребенка по программе для обучающихся с умственной отсталостью в обычном классе скорее возможно только по индивидуальному учебному плану.
Это значит, что обучение в этом классе будет осуществляться по 2, 3 или 4 варианту программы обучения в удлиненные (по сравнению с программами для детей без ОВЗ) сроки. Начальную школу дети осваивают не за 4, а за 5 или 6 лет. Обучение по 1 варианту предполагает стандартные сроки освоения программы.
Действительно, такой класс, если он предполагает совместное обучение детей, явно противоречит СанПинам, однако на настоящий момент нам известно, что СанПины в части формирования классов повсеместно нарушаются, и санкций за это на практике нет. Более того, даже если родители жалуются на это, вопрос спускают на тормозах. Поэтому я бы не опасался наказания, хотя, конечно, такого допускать нельзя.
Другой вопрос, что существует практика так называемых “ресурных классов”, когда дети на бумаге объединяются в один класс, при этом занимаются по индивидуальным учебным планам, которые предусматривают подключение их на групповых занятиях к другим классам/группам, без нарушения СанПинов. Так что надо уточнить, имеется ли в виду, что дети будут вместе сидеть и заниматься в одной комнате, или что они будут числиться в одном классе и подключаться на занятиях к другим классам или заниматься индивидуально.